вторник, 5 января 2010 г.

"Ползучее гостеприимство" - энциклопедия аугсбургских нравов

Современная аллегория - семья аугсбургских интегрантов (с) С.Г., удушаемая шпарзамностью (бережливостью, если кто шпрахой не владеет).
Фото: Википедия

В порядочные дома меня уже давно перестали приглашать как человека невнятного этнического происхождения, у которого есть и другие, хоть и менее серьезные недостатки - ест он много, иногда, увлекшись, очень неаппетитно азартно причавкивает, клянчит добавку и говорит разные противности. Вернее, что гораздо хуже, не говорит полагающихся приятственностей. Гость-издатель, не определивший хозяина в литературной иерархии сильно выше косноязычного Достоевского и чуть ниже Великого Аксенова, никогда не станет в Аугсбурге профессиональным визитером, так сказать гостем-рецидивистом. Но и удостоившись, ты не застрахован от горьких неожиданностей. Одна из них, в первые годы доводившая чуть не до слез, это асинхронность сервировки применительно к выпивке. Многострадальный русский народ за свою почти пятисотлетнюю историю горького приобщения к спиртному разработал строгий закусочный канон. Теперь вообразите себе прекрасный стол, уставленный разнообразной и богатой закуской в откровенно водочном стиле: красная икра, селедочка под шубой, сельдь бочковая с молодой картошечкой и лучком, изменнически-подлые прибалтийские шпроты, маринованные грибки, копчености, соленые помидоры, фаршированные яйца и много прочего, что я уже и подзабыл по уважительной причине склероза и закоренелого холостячества.
Теперь представьте себе, что к этому столу гордо достается из холодильника (!) дешевый и плохой, якобы французский коньяк. Да хоть и хороший, но как его можно всем этим закусывать, кто разрешил безвинную селедку отправлять в последнее плаванье по чуждым ей сладковатым коньячным волнам в окружении псевдоспасательных кружков репчатого лука? Подобным извращеньям нет прощенья! (О преступном охлаждении коньяка вообще умолчим из омерзения).
Но даже в том случае, когда на аугсбургский стол ставится запотевший водочный бутылек, с ним начинает происходить нечто загадочное. Вместо традиционно российского размещения в центре стола (по гелиоцентрической системе Коперника), недобрая космогоническая сила выводит его орбитально как можно ближе к хозяину, который, внутренне нешуточно страдая, и осуществляет бережный розлив. И чего он страдает, загадка - перед этим ты оказал ему услугу по настройке РС примерно на 20 евриков, незадолго до этого за полцены изобразил нечто полиграфическое, цена бутылки во фломарктный день от силы 5-6 евро, казалось бы - потчуй гостя, да радуйся ощутимой экономии денежных знаков, но не может через себя переступить житель Аугсбурга, славной швабской столицы великого и экономного народа, который почти по всей Германии служит мишенью для шуток и анекдотов на вечную тему легендарной скупости. И, разохотившийся после двух-трех наперсточных рюмок гость, вдруг видит, что шкалик от него постепенно начинает удаляться на невидимых маленьких ножках. Причем, гад, целенаправленно ползет на тепло хозяйского тела, как прирученный Зеленый Змей. Особо прозорливые и бережливые даже заводят специальный маленький водочный столик, который стоит у них за спиной и полностью находится под контролем, как ядерный чемоданчик американского президента. Где справедливость? Почти никто не проделывает в нашем городе столь унизительных манипуляций с хлебом, уцененной колбасной нарезкой, жареной картошкой и вареными макаронами. Это как бы западло - отказать человеку, оказавшему тебе услугу, в еде. Вот и в Евангелии есть авторитетное мнение, что "трудящийся достоин пропитания". Дело за малым - признать спиртное полноценным продуктом, и не прятать украдкой за спину, пытаясь хоть сколько спасти от прожорливого визитера.
Да, нелегко у нас ходить в гости. Именно поэтому, я вот уж много лет никого и не приглашаю - зачем людей лишний раз своей жадностью травмировать...
Сергей Голубков

Комментариев нет: